Посол Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в Кыргызстане Чарльз Гарретт возглавляет дипломатическую миссию седьмой месяц. За такой короткий срок его узнали многие кыргызстанцы – он активен в социальных сетях, он рассказывает о себе, своих впечатлениях и событиях в Кыргызстане. 

– Великобритания является одним из самых крупных торговых партнеров Кыргызстана, торговые связи в основном развиваются горнорудном секторе. Работа посольства заключается в поддержке Кыргызстана в стремлениях по укреплению демократии, верховенства права, содействия предпринимателям. В ближайшее время в рамках деятельности агентства по международному сотрудничеству (DFID), мы откроем бизнес-инкубатор для малого и среднего бизнеса в Кыргызстане и Таджикистане.

– Вы уже полгода в нашей стране. Каковы ваши впечатления от Кыргызстана?

– Перед поездкой читал о географии, культуре и жизни кочевников, литературе и искусстве, политике и экономике, общественных проблемах и так далее. Так, я узнал о том, что может меня здесь ожидать. Знать заранее это одно, но по прибытии в страну, все оказывается по-другому.

Я знал, что у вас есть горы, но не ожидал, что они настолько красивы. В Швейцарии прожил четыре года, там прекрасные Альпы, но ваши горы другие – они более дикие и далеки от цивилизации, чем и более привлекательны. Для иностранца это очень интересно, это экзотическая культура, что-то непривычное. Много читал о кыргызстанцах, но не ожидал, что в реальной жизни люди могут быть настолько дружелюбными. Везде я встречал только теплое отношение.

Жизнь дипломата довольно странная, потому что по долгу службы я встречаюсь с высокопоставленными людьми: главами государств, министрами, бизнесменами. Настоящих и реальных жителей можно встретить на рынках, в общественном транспорте, на стадионе и так далее, я стараюсь встречаться со всеми, чтобы лучше понять страну. Здесь я имею ввиду не только Кыргызстан, но и другие страны, где мне довелось поработать.

– В общественном транспорте и на рынках вас сопровождает охрана? Вы не боитесь за свою безопасность?

– Нет, вообще не боюсь. Где-то читал, что такие места, как Ошский рынок небезопасны. Я часто бываю на рынках Бишкека и добираюсь туда на общественном транспорте, но никакой опасности для себя не почувствовал.

– По вашим публикациям видно, что вы человек очень активный. Вы посещаете много мероприятий, бываете в регионах. Можете поехать на скотский рынок, вместе с фермерами принять участие в перегоне скота. Если одни восхищены вашей активностью, то другие называют это популизмом. Такая активность – это новый тренд в дипломатии?

– Могу понять тех, кто говорит, что это популизм. На мой взгляд, очень трудно делать работу дипломата без встречи с простыми людьми. Но есть же и другие дипломаты, очень консервативные в своих подходах, и поэтому сложно сказать, что это новый тренд, скорее это персональный подход к работе. Считаю, что это нормально, например, я общаюсь с простыми людьми, потому что мне это интересно – много нового узнаешь. Для дипломатов общаться лицом к лицу с людьми или в социальных сетях очень важно – я описываю то, чем занимаюсь, это своего рода отчет перед обществом.

Чарльз Гарретт вместе с волонтерами Красного Полумесяца кормаят постояльцев приюта для бездомных

– В Кыргызстане нет запасов нефти, газа или других богатств, на которые можно рассчитывать. Как вы думаете, в чем потенциал развития страны?

– Понимаю, что в Кыргызстане нет таких природных ресурсов, как нефть в Казахстане. При этом есть золото, которое интересует Великобританию. Благодаря кыргызскому золоту Британия занимает первое место в Европе по товарообороту между нашими странами, что важно для кыргызской экономики.

Большой потенциал для молодежи – это IT-сектор, который, на мой взгляд, в Кыргызстане хорошо развивается. Можно работать не только в центре или IT-парках, но и у себя дома в Нарыне или Караколе. Как здесь часто говорят, «Кыргызстанда жашап буткул дуйного иште» (Живи в Кыргызстане и работай со всем миром).

Кроме того, существует потенциал в креативном секторе. Я уже говорил, что был удивлен местной культурой и ремесленничеством. Люди в этой стране производят уникальные вещи, на которые можно привлечь внимание всего мира. Недавно в Лондоне в одном из японских магазинов Muji увидел маленьких животных из войлока, сделанных в Кыргызстане. Войлочные игрушки продавали в Лондоне за 16 фунтов (1450 сомов), тогда как здесь они стоят по 2-3 фунта (3 фунта – 272,19 сомов). Вот это и есть потенциал для получения прибыли.

Кроме IT-сферы, креативного сектора и горной промышленности, нужно развивать другие направления. Например, нужно вкладывать в образование – в инновационные методы обучения. Я убедился, что в Кыргызстане талантливые дети и молодежь, им нужно только создать условия для будущей реализации.

– Вы часто выезжаете за пределы города на велосипеде, путешествуете по стране. Как вы оцениваете туристический потенциал Кыргызстана?

– Туристический потенциал у Кыргызстана огромный, у вас и горы, и озера – все замечательно. Здесь можно развивать несколько видов туризма, что конечно же может увеличить поток туристов со всего мира. Туристы из западных стран всегда ищут новые достопримечательности. На мой взгляд Кыргызстан очень удачно распложен, чтобы развивать туризм, для этого необходимо улучшать инфраструктуру. Мелкий и средний бизнес в стране должен улучшать сервис.

– Кыргызстан называют островком демократии в Центральной Азии. Что бы вы сказали о демократии в стране?

– Я бы сказал, что демократия как таковая на может быть рассмотрена, как конечная точка или завершенный процесс. Демократия – это непрерывное движение и изменения. Это абсолютно нормально, что определенные демократические практики работают в одной стране и не работают в другой и соответственно у каждой страны свой путь. Все демократические страны должны прилагать максимум усилий для ее развития. Конечно, в Кыргызстане существуют определенные амбиции, но при этом существуют проблемы: это слабое верховенство права; молодой парламент – он все еще на пути становления; коррупция, естественно оказывает отрицательное влияние – она подрывает доверие людей в демократию. Несмотря на все эти факторы, по сравнению с другими странами региона в Кыргызстане существует хоть и относительная, но свобода СМИ, свобода выражения мысли, и эти факторы очень важны для развития демократических процессов.

Из личного архива Чарльза Гарретта

– Вы начали учить кыргызский язык. Как ваши успехи и почему это важно для вас?

– Перед приездом в Министерстве иностранных дел Великобритании мне сказали, что необходимо владеть русским языком. Я изучал русский язык еще в школе, и в последующем продолжал его изучение. Но для того чтобы не просто разговаривать с гражданами страны пребывания я считаю, что важно знать национальный язык, до этого я изучал китайский для работы в Китае и македонский для работы в Македонии, и соответственно я начал учить кыргызский. На мой взгляд, невозможно глубоко понять культуру народа без знания языка. Тем более, что кыргызский язык очень красивый, он очень поэтичный.

– Что бы вы хотели увезти с собой после окончания вашей миссии?

– Пока не думал об этом. Но я бы очень хотел взять с собой результаты работы по развитию сотрудничества между нашими странами, осознание того, что я смог содействовать развитию демократии и наладить более тесные отношения.

Я бы хотел развивать британскую стипендиальную программу Chevening, чтобы больше кыргызстанцев могли обучиться в университетах Великобритании. Если во время моей миссии количество студентов увеличится, то я буду очень рад. В этом году учиться в Великобританию уехали шесть студентов.