В обществе не затихает бурное обсуждение проекта новой конституции Кыргызстана, референдум по которому проводится одновременно с досрочными президентскими выборами – 10 января 2021 года. Одним из спорных вопросов является полномочия президента. Есть те, которые считают, что по новому Основному закону “президенту предоставляется абсолютная власть”. Так ли это на самом деле? Это и еще один важный момент мы решили рассмотреть.

Во-первых, обсуждаемым проектом Конституции в новой редакции устанавливается, что Президент осуществляет полномочия, предусмотренные как Конституцией, так и законами. Многие юристы предлагаемую норму считают как “лазейку” в Конституции, преднамеренно введенную для последующего расширения полномочий Президента посредством принятия законов.

Во-вторых, В соответствии с частью 2 статьи 5 Конституции узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением. При этом, узурпация государственной власти как преступление в Уголовном кодексе не предусмотрен.

В связи с этим, за комментариями мы обратились к ведущим отечественным юристам и вот, что они нам ответили.

КУВАН КУЛТАЕВ, независимый юрист

1. Согласно статье 6 Конституции Конституция имеет высшую юридическую силу. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты.

В целях  предупреждения узурпации государственной власти, Конституция должна установить допустимые пределы правовых возможностей Президента. Это означает, что исчерпывающий перечень полномочий Президента Кыргызской Республики устанавливается только Конституцией Кыргызской Республики и не может быть расширен другими нормативными правовыми актами.

Предлагаемым проектом Конституции устанавливается, что Президент осуществляет полномочия, предусмотренные как Конституцией, так и законами, что предоставляет Президенту возможность получения безграничной власти путем формирования законодательной базы и расширения собственных полномочий.

Имеется немало фактов, свидетельствующих о присвоении властных полномочий и прав других ветвей государственной власти или государственных институтов посредством принятых законов. И поэтому я полностью согласен с мнениями юристов, которые считают введение упомянутого дополнения в Конституцию, где предусмотрено ограничение полномочий Президента, лазейкой в законе. Такое “дополнение” имело место и в Конституции 2007 года. О ее последствиях известно всем.

2. Еще в Конституции1993 года было прописано о том, что узурпация государственной власти является “тягчайшим преступлением”. Далее, с 2003 года с принятием новой редакции Конституции узурпация власти признана “особо тяжким преступлением”. В целях реализации указанной нормы Конституции, казалось бы, должен был быть принят уголовный закон, предусматривающий уголовную ответственность за узурпацию государственной власти. Этого не случилось. Напротив, с принятием вновь новой редакции Конституции 2006 года, норму об узурпации власти вовсе исключили из Конституции.

И только с принятием Конституции 2010 года, вновь была введена норма об узурпации власти, признав ее как особо тяжкое преступление. Вместе с тем, до сегодняшнего дня так и не ввели ее в установленном порядке в уголовное законодательство.

Преступность и наказуемость деяний устанавливается Уголовным кодексом. В этой связи наличие обозначенной нормы в уголовном законе, безусловно, будет являться сдерживающим фактором в присвоении одной ветвью власти или государственным институтом, властных полномочий и прав других, а также служить эффективным инструментом, обеспечивающим реализации систем сдержек и противовесов между ветвями государственной власти. Главная причина непринятие обозначенного уголовного закона, полагаю, кроется в этом.

ЖЕНИШ ДЖАКИПОВ, Генерал-майор, завотделом правопорядка и безопасности Аппарата Правительства КР, Начальник Академии МВД

1. Это вполне реально. Вот сколько президентов было, они, если даже не меняли Конституцию, но эти законы являются механизмом, для того, чтобы расширить полномочия президента. А ссылка всегда будет на Конституцию. Поэтому это лазейка позволяет расширить свои полномочия в любом направлении деятельности главы государства.

2. Насколько я помню, в Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая уголовную ответственность за насильственный захват власти и так далее. Но дело в том, что узурпация власти – это гораздо широкое понятие. Оно включает в себя не только насильственный захват власти, но и захват власти принятием различных законов, изменением функций и полномочий президента, перетягиванием полномочий под свою компетенцию и лишение каких-то полномочий и функций других органов, которые фактически наделены полномочиями в соответствии с Конституцией. Во многих зарубежных государствах узурпация власти является самим тяжелым преступлением. За него предусмотрены огромные сроки лишения свободы. Власть можно захватить не только совершая госпереворот путем вооруженного захвата, но можно усилив давление на парламент и другие институты, в том числе госорганы, такие как прокуратура, счетная палата и другие. Поэтому реализация статьи за узурпацию власти обязательно должна быть найдена в Уголовном кодексе. Она должна быть превентивной мерой, чтобы президент знал и боялся. Что превышение своих полномочий, направленное на лишение функций других органов, будет для него тягчайшим преступлением.

НУРЛАН ИСМАИЛОВ, Кандидат юридических наук, Заведующий кафедрой Международного университета “Ала-Тоо”, член Конституционного совещания

1. Есть опасения по поводу этого правила, но в проекте конституции судьбоносные полномочия всех ветвей власти распределены равносильно. Но в новых законах возникает необходимость детализации полномочий президента. В связи с этим, решение некоторых вопросов органическими и конституционными законами не выходя из рамок Конституции, является естественным явлением в мировой практике. Если говорить простым языком, здесь речь идет о полномочиях, которые были рассмотрены в результате конкретизации и детализации конституционных полномочий. По Конституции полномочии парламента и судебной власти рассматриваются следующими законами. Смысл этого правила таков. Если возникнут отклонения от правил и принципов, предусмотренных Конституцией, то это будет контролироваться Конституционным судом.

2. Если узурпация власти не предусмотрена в Уголовном кодексе, то учитывая общественно-политический опыт и историю, разработка ее диспозиционной и санкционной части является требованием времени. В этом вопросе необходимо учитывать опыт зарубежных стран.