Утром 27 сентября стало известно, что в Нагорный Карабах снова пришла большая война: Армения и Азербайджан рапортуют о военных победах на границе, десятки человек убиты. Рассказываем об истоках конфликта, который тянется вот уже сто лет, то затухая на десятилетия, то снова вспыхивая.

Свои среди чужих

История конфликта между азербайджанцами и армянами уходит корнями в глубокую историю. Территория современного Нагорного Карабаха вошла в состав Армянского царства Ервандидов еще в IV в. до н. э. С середины VII в. до конца IX в. Нагорный Карабах побывал под арабским владычеством, затем отошел под власть Персии, вошел в Карабахское ханство, а в 1813 году стал частью Российской империи. Как и сейчас, в то время в населении преобладали армяне.

В мае 1918 года в связи с революционными событиями и распадом Российской империи территория Нагорного Карабаха была включена в состав Азербайджанской Демократической Республики, но армянское население Карабаха отказалось подчиняться властям АДР.

В июле 1918 года Нагорный Карабах был провозглашен независимой административно-политической единицей и избрал собственное Народное правительство, что привело к двухлетней войне между азербайджанскими войсками и армянскими вооруженными отрядами. Сломить Карабах удалось только с помощью советской армии к середине июня 1920 года.

И хотя большевики предоставили жителям города право на самоопределение, в 1921 году Нагорный Карабах все-таки оставили в пределах Азербайджанской ССР, дав ему широкую областную автономию. Это вызвало недовольство армянского населения, что приводило к массовым беспорядкам в шестидесятые годы, когда по всему СССР прокатилась волна протестов.

Карабахские армяне чувствовали себя ущемленными в культурных и политических правах на территории Азербайджана, а карабахские азербайджанцы, в свою очередь, обвиняли в притеснениях армянское большинство. Нужно признать, что азербайджанцы, проживавшие на территории Армянской ССР, своей автономии вообще не имели. Вопрос о передаче Нагорного Карабаха Армении поднимался несколько раз: в 1945, 1963, 1977 и 1983 годах, но не получил поддержки в Кремле.

Как все начиналось?

Протестные настроения перестала сдерживать политика перестройки и гласности, которая позволила открыто обсуждать в обществе вопросы, ранее бывшие под запретом. В начале 1987 году армянские активисты написали письмо Михаилу Горбачеву с требованием передать Нагорный Карабах из подчинения Баку Еревану. И в Ереване, и в автономии собирались многотысячные митинги, на которых выступали представители творческой и научной элиты.

В отличие от верхушки “передовой” Армении, сперва поддержавшей перестройку, а потом пустившей во власть представителей национальных движений, официальный Баку оставался в то время подчеркнуто советским, консервативным. Для него активисты Нагорного Карабаха были сепаратистами и националистами, поэтому в республике активно подогревались и умело ширились антиармянские настроения.

Политической конфликт перерос в откровенно межнациональный к концу февраля 1988 года, когда в городе Сумгаит Азербайджанской ССР произошел антиармянский погром – с грабежами, убийствами и поджогами домов. 29 февраля 1988 года на заседании Политбюро ЦК КПСС в Москве было официально признано, что это был первый всплеск межэтнического насилия в Советском Союзе, в ходе которого погибло 26 граждан армянской и 6 граждан азербайджанской национальности. (Неофициальный список жертв исчислялся сотнями убитых.)

Милиция и армия, которую вывели на улицы для поддержания порядка, не вмешивались и не останавливали бесчинства. Чего не скажешь о рядовых гражданах, которые укрывали от расправы знакомых армян.

В погром перерос один из многочисленных митингов, которые сотрясали в то время не только эти две закавказские республики – митинговал весь Советский Союз. Между тем антиармянский митинг в Сумгаите 27 февраля оказался тщательно спланированной провокацией: митингующих накачивали спиртным, профессиональные провокаторы грамотно “раскачивали” толпу, а возглавил шествие погромщиков сам первый секретарь Сумгаитского горкома партии Джахангир Муслимзаде, которого фактически подставили неизвестные “кукловоды”. По одной из версий, провокация была спланирована тогдашней политической и силовой верхушкой Азербайджанской ССР, которая ни за что не хотела “отпускать” Карабах.

Кадры погромов облетели мир, а проявленная погромщиками жестокость всколыхнула весь Союз. После чего армянские беженцы потянулись в Армению, азербайджанские, соответственно, – в Азербайджан. К сожалению, стоит признать, что после погрома в Сумгаите армяне не особенно церемонились с азербайджанским населением.

В обеих республиках прекрасно понимали, что центральная власть в Москве – колосс на глиняных ногах, уже не способный ничего изменить. Несмотря на то что в мае 1988 года Кремль заменил глав обеих республик, в Москве не было единого мнения по карабахскому вопросу: Еревану обещали автономию Карабаха, а в то же время Баку – совершенно обратное. Это еще сильнее обострило ситуацию. Путь к вооруженному конфликту оказался открыт.

Самая страшная война после чеченской

1990 год начался со взаимных артиллерийских обстрелов на армяно-азербайджанской границе и армянского погрома в Баку, где с 13 по 18 января было убито порядка 90 человек. И хотя Президиум Верховного Совета СССР ввел в мятежной автономии чрезвычайное положение, Москва уже не способна была сдержать полномасштабную войну.

Она и началась летом 1990 года, когда вслед за Азербайджаном провозглашает собственную независимость Нагорный Карабах – отныне это непризнанная “Нагорно-Карабахская республика”. Если раньше военные действия сводились к точеным нападениям на силовиков соседних республик или рейдов по селам, то начиная с 25 сентября война вспыхивает на всей территории Нагорного Карабаха.

Историки отмечают, что война за Нагорный Карабах 1990-1994 годов по масштабу военных действий стала вторым по величине конфликтом на постсоветском пространстве после чеченских войн. Этот конфликт — единственный на территории бывшего Советского Союза, в который были непосредственно вовлечены два независимых государства. В ходе войны азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а “Нагорно-Карабахская республика” при поддержке Армении установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и в свою очередь вытеснила оттуда азербайджанское население.

В итоге Карабах отвоевал себя порядка 90% территории прежней автономии в составе Азербайджанской ССР. Само собой, официальный Азербайджан рассматривает это как оккупацию.

Без геноцида мирного населения не обошлось. Так, вооруженные формирования “республики” в феврале 1992 года взяли штурмом азербайджанский город Ходжалы, откуда велись четырехмесячные обстрелы Степанакерта из противоградовых установок (пишут о тысячах мирных жителей, которые были убиты во время штурма или пропали без вести), в свою очередь азербайджанские вооруженные формирования устроили бойню в армянском селе Марага, где были убиты десятки людей. Всего, по данным Госдепартамента США, с обеих сторон погибло около 25 тыс. человек.

Казалось, что все закончилось 5 мая 1994 года, когда при посредничестве России и Киргизии был подписан Бишкекский протокол, согласно которому Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения достигли договоренности о прекращении огня, которая действовала буквально до последнего. Но, к сожалению, война вспыхнула с новой силой.

Фактически сегодня Азербайджан, Армения и непризнанная “Нагорно-Карабахская республика” продолжают оставаться заложниками геополитических игр большевиков, которые век назад отдали автономную территорию, населенную армянами, под управление Азербайджана.