Из-за нового смертоносного заболевания в Китае сначала года стоят заводы, закрыты брендовые магазины и падает международная торговля. Редакция Bars.Media выяснила как «вирусная блокада» Китая повлияла на кыргызстанские рынки и цены на товары народного потребления.

Новый «черный лебедь»

Мировые эксперты уже нарекли коронавирусную инфекцию 2019-nCoV новым «черным лебедем» (теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия – Прим. Авт)., который способен нанести урон мировой экономике, на порядок мощнее, чем в 2008 году. Эпидемия уже привела к резкому снижению мировых цен на промышленные металлы, древесину, углеводороды.

Китай – ключевой мировой поставщик комплектующих для производства промышленных и потребительских товаров (особенно электроники). На него приходится примерно пятая часть всех подобных поставок в мире и около 40% – в странах региона. Рынок пошатнулся.

Также до годового минимума упала нефть, поскольку Китай – крупнейший в мире импортер, покупающий 14 млн баррелей в сутки. Цены на металлы, используемые в промышленности, – медь, никель, алюминий – упали в среднем на 7%. Китайский фондовый рынок рухнул почти на 8%, а курс юаня снизился.

Экономика Поднебесной резко затормозила. И сколько это продлится пока не ясно. Специалисты ВОЗ не дают прогнозов относительно распространения новой инфекции.  

«В Багдаде все спокойно»

Граница Кыргызстана и Китая остается закрытой. Кыргызстанские власти закрыли ее еще 23 января, а с 24 января ввели запрет на импорт любой сельхозпродукции из Поднебесной. Директор департамента карантина растений Иличбек Марсбек уулу пообещал, что если ситуация с коронавирусом не наладится, то Министерство сельского хозяйства найдет другие альтернативы для импорта продукции в республику.

Сегодня Китай – один из крупнейших деловых партнеров Кыргызстана. По данным Нацстаткома общий товарооборот Кыргызстана и Китая в 2018 году составил чуть больше $2 млрд. Экспорт из КР – $61.2 млн, импорт из КНР – $1 млрд 942 млн. Таким образом, объемы поставки товаров из Китая превысили кыргызстанский экспорт в 32 раза. 

В основном из Китая в Кыргызстан завозят мясо, овощи, фрукты, орехи, пластмассу и изделия из нее, химические реактивы, волокна, обувь, одежду, керамику, черные металлы, реакторы и котлы.

Обойдя столичные рынки, стало понятно, что цены на продукты питания особо не изменились. К примеру, цены на помидоры торговцы подняли еще перед Новым годом, сегодня они стоят также 230-250 сомов, огурцы 130–180 сомов, цены на фрукты остались прежними. В цене упали лишь бананы, сейчас их можно купить за 90–100 за килограмм. Особо доверчивые граждане боятся их покупать из-за фейковой информации в мессенджерах о том, что, якобы в них содержатся споры нового вируса пневмонии. Молоко, мясо, крупы в цене остались прежними.

– Овощи и некоторые фрукты мы уже давно привозим из Узбекистана и Таджикистана. А также торгуем местной продукцией из теплиц. Сейчас в дефиците кабачки и баклажаны. Их как раз завозили из Китая, в цене они очень подскочили – до 500 сомов, – рассказал один из торговцев на Орто-Сайском рынке.

Торговцы на рынке в Канте рассказывают, что часто люди на рынке интересуются, не из Китая ли данный товар. Один из продавцов говорит, что товары давно завозят из России, Беларуси и Казахстана. Из Китая идет только утиная грудка, даже свинину тут можно купить. Выросли цены на джусай и баклажаны, но и то дефицит этих товаров, – говорит один из продавцов.

Другой продавец сказала, что на зелень и фрукты цены не выросли, в основном на некоторые виды овощей – помидоры, огурцы, которые везут с Ташкента. Резко цены выросли на баклажаны, которые стоят теперь 500 сомов и то продавцам в Канте выдают только по полкоробки.

Как говорят экономические аналитики, ощутимо пострадать из-за закрытых с Китаем границ могут лишь крупные субъекты бизнеса, которые сильно интегрированы в работе с КНР, так как сложившаяся ситуация несколько тормозит производственные планы. Но, таких предприятий у нас в стране не так уж и много. До конца марта внешнеторговые показатели «не просядут», а вот при более длительном периоде деловая активность между партнерами будет уменьшаться.

«Мы это уже проходили»

«В январе-феврале, когда проходит китайский Новый год, граница закрыта всегда. Для наших предпринимателей это «мертвый сезон». Поэтому сейчас наши рынки ничего острого не ощущают. Никакой нехватки товаров нет. Многие предприниматели получают товары из других стран – Кореи, Турции, Арабских Эмиратов, Индия, Узбекистана.

Закрытие границ с Китаем мы уже проходили в 2003 году, когда была вспышка атипичной пневмонии. Предприниматели ушли на другие, альтернативные рынки. Даже если границу не откроют в ближайший месяц паниковать не стоит, у нас есть альтернативные варианты, без товара кыргызстанские рынки не останутся», – прокомментировала ситуацию президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и услуг в Кыргызстане Дамира Долоталиева.