Темир Ажыкулов – исполнительный директор новой Ассоциации развития агропромышленного комплекса. В беседе с Bars.Media он рассказал о проблемах и перспективах агросектора Кыргызстана.

– В Кыргызстане достаточно бизнес-ассоциаций. В чем необходимость Ассоциации агропромышленников?

– Общаясь с компаниями производителями, такими как «Кайынды кант», «Аталык», «Шоро», «Кант Сут» выяснилось, что они страдают от недостатка сырья. Оказалось, что они из-за этого не могут расти. Им приходится тратить ресурсы и время, чтобы самим вырастить свое сырье. Поэтому мы решили помочь фермерам путем объединения, укрупнения и поставки нужного сырья переработчику. У переработчика проблема – нет сырья, у фермера – нет сбыта продукции. Мы создаем цепочку от фермера к финансовым институтам, дальше к переработчику, от переработчика к сбыту.

Ассоциация создана в августе. Первое, что мы сделали – составили список, в котором насчитали больше 40 проблем – мелкотоварность, раздробление земель и так далее. Почти половина проблем связана с законами, другая половина — с системными проблемами в области госуправления, господдержкой и обучением фермеров.

Мы смогли объединить 14 компаний, в числе которых переработчики и торгово-логистические центры. Провели круглый стол, озвучили 10 проблемных вопросов и сейчас работаем над ними. Встречались с премьер-министром, он поддержал нас. Ближайшие два-три года будем работать над улучшением нормативно-правовых актов по улучшению земельного и водного законодательства.

– Получается, ваша цель – помочь правительству, чтобы оно в свою очередь помогло фермеру?

– Да, так и есть. Мы и сами будем помогать фермерам. Каждый год правительство проводит агропромышленную выставку. Мы договорились проводить ее совместно и изменить форму мероприятия. Выставка не будет ограничиваться только показом сельхозтехники. Фермер теперь сможет встретиться с переработчиком, выслушать финансовые институты, ознакомиться с новыми навыками. Мы должны дать право выбора фермеру.

Как происходит сейчас? В Кара-Балте, например, основная культура – свекла, потому что там есть сахарный завод, в Таласской области – фасоль. Каждый год они сеют одну и ту же культуру, а это нарушение севооборота.

Нужно понять одно – все переработчики зависимы от фермера. К примеру, компания «Аталык» может заказать определенное количество продукции у фермеров и указать свои условия. Компаниям придется выходить на каждого фермера, поэтому мы хотим, чтобы наша площадка стала хорошим стартом в сотрудничестве.

– Фермер будет знать, что сеять в следующем году и куда сбыть продукцию?

– Да, у фермера должен быть выбор. Он должен выбрать, что ему выгодно. Выгодно посадить кукурузу и продать ее компании «Шоро», либо посадить помидоры для компании «Прод Импекс», которая консервирует овощи. При этом переработчик имеет свои требования, например, кукуруза должна быть определенного качества, но наш фермер не знает, что ему сажать, как сажать и куда сбывать продукцию.

Поэтому на 2020 год мы определили три главные задачи. Во-первых, провести агровыставку. Во-вторых, создать Координационный совет при Минсельхозе, который будет объединять донорские организации, бизнес-сообщество и Минсельхоз. Доноры говорят о том, что большие средства направляются на развитие сельского хозяйства, но Минсельхоз об этом не знает. Иногда при смене министра все отменяется на полпути, поэтому мы будем посредниками между ведомством и донорами для координации действий. В третьих, разработать комплексную программу развития агропромышленного комплекса.

Каждый год правительство выделяет деньги на финансирование сельского хозяйства, в этом году предусмотрено 6 млрд сомов. Средства идут адресно, но без цели. Мы пытаемся убедить фермеров, что им нужно договориться с переработчиками, потому что переработчик делает заказ фермеру, а это гарантия того, что фермер продает продукцию. Деньги фермер получит при условии заключения договора с переработчиком. В этом направлении уже есть определенные сдвиги, 25% этих денег пойдет по этому направлению. Плюс РКФР совместно с «Айыл Банком», «РСК Банком» и Гарантийным фондом хотят финансировать фермеров на контрактной основе без залога.

Как это работает? Фермер может сказать банку, что он готов посадить сою, продать «Аталыку», но у него нет денег на семена и удобрение. Банк, в свою очередь, подтверждает, что «Аталык» заключил договор, на основании которого финансирует фермера.

– Как быть фермерам, которые имеют небольшой долевой участок, сажают там картофель и не оправдывают свои расходы?

– По идее Минсельхоз заранее должен анализировать, на какую культуру в следующем году будет спрос. Казахстан ежегодно увеличивает площади посадки картофеля, теперь у них свой картофель и они в нашей продукции не нуждаются. В этой связи Минсельхоз в конце каждого года должен говорить фермерам, что в этом году соседи делают акцент на такую-то продукцию, поэтому в Кыргызстане мы должны сажать что-то другое, что будет в спросе.

На осенней выставке фермеры должны договориться с переработчиками, а те с маркетами. Пусть каждый скажет, что им надо. В этом году мы хотим пригласить из России компании, которые побывали здесь в сентябре и напомнили про требования ЕАЭС. Они нуждаются в колоссальных объемах продукции.

Посмотрите, наши фермеры сажают обычный картофель или кукурузу, но есть много разновидностей. Консервированную кукурузу в Кыргызстане производит только одна компания, но они плачут, так как не могут объяснить нашим фермерам, что надо посадить такой-то сорт и продавать им. Фермеры не хотят покупать семена, которые дороже. Мы не можем заставить фермера, но мы можем простимулировать его.

Мы хотим фермеру объяснить, что фермерство – это бизнес, а не выживание. Вот тогда можно будет объединить в селах долевые участки. Долевые участки – это обычно небольшие участки до одного гектара, которыми владеют братья, сестры или родственники. Каждый из них сажает разные культуры на свое усмотрение, но если они объединятся и посадят одну культуру, то могут более эффективно возделывать землю, экономить время и даже воду. Мы хотим повысить экономическую эффективность.

– Вы будете обучать фермеров?

– Толку от обучения не будет, нужно сразу экономически простимулировать. Понемногу мы будем обучать фермеров. Если из 300 тысяч фермеров 5-10 тысяч сделают это, то все остальные последуют за ними.

Фермер должен посчитать выгоду: сидеть на 50 сотках или объединиться с другими, получать 50-60 тысяч сомов в год или зарабатывать больше. Мы хотим воспитать чемпионов и путем стимулирования заразить остальных. Есть хорошие семена, удобрения и технологии, позволяющие получить 6 тонн кукурузы вместо двух. Тогда они поймут и будет выбор: пойти по такому пути или наняться к кому-нибудь на работу и получать зарплату в 10-15 тысяч сомов.

Мы хотим на одном примере показать, что сельское хозяйство – это не выживание, а бизнес. В каждом районе один заместитель акима считается агрономом, но дело в том, что структурно он есть, а содержательно его нет. Поэтому мы хотим с ними взаимодействовать и расшевелить их, тогда и фермер начнет требовать, а когда есть запрос – будет развитие.