Мэр города Бишкек Азиз Суракматов рассказал на брифинге 11 мая об ограничительных мерах и штрафных санкциях во время режима чрезвычайной ситуации. По его словам, штрафы предусмотрены в размере от 1000 до 180 000 сомов. «Штрафы налагаются в зависимости от тяжести нарушения», – сказал он.

Юрист Дмитрий Ветлугин признает, что есть ряд недочетов при введении режима чрезвычайной ситуации и граждане могут обжаловать решение о наложении штрафов. Об этом он рассказал в беседе c Bars.Media.

По его словам, нет документа, который утвержден правительством и где предусмотрены меры во время карантина. В настоящее время непонятен правовой режим во время ЧС. Президент 8 мая подписал закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», в законы КР «Об общественном здравоохранении», «О гражданской защите», где предусматриваются меры проведения карантина.

«Теперь населению рассказывают, что в Бишкеке и во всех населенных пунктах, где был режим ЧП, вводится карантин. Но вот эти нормативные акты предусматривают, что порядок введения карантина и правила устанавливает правительство КР. Я со вчерашнего дня просмотрел все базы Министерства юстиции, сайты правительства и президента и не нашел ни одного нормативного акта, который утверждал бы соответствующее положение и порядок проведения режима ЧС. Более того, я не нашел документы, которые определяют права мэрии Бишкека или Оша, как уполномоченного органа в ликвидации ЧС», – сказал он.

Ветлугин отметил, что ограничительные меры должен устанавливать главный санитарный врач Кыргызстана.

Более того, по словам юриста, в данной ситуации они в очередной раз заявляют о введении каких-либо штрафов. По его словам, к примеру ответственности за неношение масок нет ни в Кодексе об административной ответственности, ни в Кодексе о проступках.

«Не знаю, откуда они это берут. По логике вещей за нарушение санитарных эпидемиологических правил могут штрафовать в случае, если главный санитарный врач страны эти правила установил. То есть, если бы был приказ главного санитарного врача КР или хотя бы постановление правительства, которое могло бы хоть как-то приравнено к постановлению главного санитарного врача, я бы согласился с введением штрафов», – добавил он.

Ветлугин отмечает, что Конституцией предусмотрено принятие законов и нормативно-правовых актов, которые могут ограничивать права и свободу граждан для ликвидации последствий ЧС. Но проблема в том, что нет как такового нормативного регулирования, вместо этого существует множество пробелов в правовой части и всякого рода ляпы по поводу беспрепятственного передвижения.

«Они противоречат своим же словам. Я прекрасно понимаю, что наши чиновники и граждане впервые сталкиваются с такой ситуацией. Однако режим ЧП продолжался полтора месяца, все прекрасно понимали, что его отменят. За это время можно было разработать соответствующую нормативную базу, которая бы снимала все вопросы, связанные с тем, как люди будут жить дальше, как будут ограничены права», – сказал он, отметив, что в пример власти приводят ограничительные меры в других странах, при этом в той же Испании, Италии и даже Казахстане все решения принимаются на уровне нормативно-правовых актов.

«В очередной раз вынужден констатировать, что есть элемент безалаберности. Именно в порядке нормативного обеспечивания всех этих ограничительных мер. Естественно у людей будет возникать много вопросов, недовольство и так далее. Все штрафы могут быть обжалованы, потому что я вижу очень много нормативных пробелов», – сказал он.

Дмитрий Ветлугин добавил, что чиновники создают дискомфорт гражданам, требуя справки с места работы, заверенное в ГНИ. «Комендатуры сейчас нет, пропуски аннулировали. Теперь людям надо идти в налоговую, чтобы получить справку в принципе на то, что уже было получено. Неужели нельзя было конвертировать эти пропуска, которые сейчас будут», – сказал он.