Нефть Brent в понедельник 9 марта обвалилась впервые за 29 лет на 26,5%, достигнув рекордных 33,27 доллара за баррель. Такого скачка не было со времен войны в Персидском заливе. Вслед за черным золотом упала и российская валюта. Рубль на международном рынке Forex пробил отметки 75 за доллар и 85 за евро. Во вторник курс сома вырос до почти 73 сомов.

Цены на ГСМ

Спрос на нефть начал падать еще в середине февраля. Основных причин две. Первая – коронавирус, который теперь бушует в Европе, парализовав деловую и туристическую активность. И вторая – выход Москвы из нефтяной сделки с организацией стран-экспортеров нефти. Стороны не смогли договориться об уменьшении добычи нефти, чтобы удержать цены на нее. В ответ на выход России из соглашения ОПЕК и арабские страны объявили о наращивании нефтедобычи и снижении цен. Это вызвало настоящую ценовую войну России и Саудовской Аравии.

Утром 10 марта стоимость барреля нефти Brent немного поднялась. Котировки достигли отметки в 36,79 доллара за баррель.

Пока нефтяные державы выясняют отношения, простых кыргызстанцев заботит вопрос – как падение цен на нефть на мировом рынке отразится на стоимости горюче-смазочных материалов в республике?

«Сейчас в Кыргызстане продают ГСМ, который закупили еще до нового года. Поэтому пока снижения стоимости бензина и дизтоплива не будет. Если такая тенденция сохранится и дальше, то цены на ГСМ, возможно, упадут к середине весны», – уточнили в Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана.

В ассоциации отмечают, что Россия – единственный источник поставок нефтепродуктов. По соглашению двух стран эти поставки освобождены от экспортных пошлин, что позволило в 2019 году сэкономить 27,2 миллиона долларов. К 1 января 2020 года бензин подешевел на 5,1 процента, а дизтопливо — на 2,8.

Падение рубля

На фоне обрушения цен на нефть и удешевления российской валюты по отношению к доллару и евро, 9 марта, курс рубля в банках Кыргызстана и обменных бюро  Бишкека упал до 0,9 сома за рубль.

Однако в Национальном банке КР утверждают, что ситуация на валютном рынке страны стабильная и поводов для паники нет.

«Между курсами национальных валют России и Кыргызстана нет тесной связи. На курс влияет спрос и предложение на внутреннем валютном рынке, которые зависят от различных факторов. Национальный банк постоянно мониторит и оценивает экономическую ситуацию во внутренней и внешней среде. В случае возникновения каких-либо рисков мы располагаем достаточными инструментами для смягчения их последствий, – говорят в Нацбанке. – Запас международных резервов Национального банка составляет $2 миллиарда 400,15 миллиона, что покрывает 4,9 месяца импорта товаров и услуг страны».

Но, не все так радужно. Последствия «черного понедельника» все-таки аукнутся стране, говорит доктор экономических наук Андрей Бирюков. В первую очередь, пострадают мигранты, работающие в Российской Федерации. Для них обесценивание рубля это большая проблема.

«Трудовые мигранты получают зарплаты в рублях, осуществляют переводы в рублях. Теперь в пересчете на сомы или доллары объем этих денег будет меньше. Потребительский уровень в Кыргызстане неминуемо сократиться. Не стоит забывать и о том, что экономика КР тесно связана с российской. Когда Россию начинает штормить, это обязательно сказывается и на нашем регионе», – резюмировал эксперт. 

Вчера, 10 марта, повысился курс сома по отношению к доллару – в обменках и банках страны доллар покупают за 72.90 сомов, а продают по 73 сома.

Председатель Национального банка Кыргызстана Толкунбек Абдыгулов отметил, что на сегодняшний день наблюдается «естественная» реакция коммерческих банков и обменных пунктов на внешние колебания. По его словам, финансовый регулятор обладает достаточными резервами для сглаживания резких колебаний курса национальной валюты.