В Бишкек 13 сентября с официальным визитом прибыл министр иностранных дел Китая Ван И.

Разговоры о главном

Сначала высокопоставленный гость встретился со своим кыргызским коллегой Чингизом Айдарбековым. Говорили о многом – о дальнейшем двустороннем сотрудничестве, о проектах, которые приостановились из-за пандемии COVID-19, об экспорте кыргызской сельхозпродукции в Поднебесную. Но, самым главным моментом переговоров стал вопрос о смягчении нагрузки внешнего долга Кыргызстана на бюджет республики. Что ответил глава МИД КНР неизвестно, в пресс-службе министерства иностранных дел КР об этом не рассказали.    

На следующий день, 14 сентября Ван И отправился на аудиенцию к главе Кыргызстане Сооронбаю Жээнбекову. Стороны также обсудили кыргызско-китайские отношения. Президент поблагодарил китайские власти за гуманитарную и медицинскую помощь для борьбы против коронавирусной инфекции. По словам президента, Кыргызстан заинтересован в дальнейшем развитии экономического сотрудничества между странами. Глава государства акцентировал внимание на приоритетных проектах в сферах сельского хозяйства, транспорта и дорог.

Ван И также выразил благодарность Сооронбаю Жээнбекову за встречу, и передал слова приветствия от имени председателя КНР Си Цзиньпина. В послании главы КНР говорится, что двусторонние отношения между странами выдержали испытания, обусловленные пандемией, и теперь необходимо сделать акцент на укрепление сотрудничества в постпандемический период, в том числе в рамках инициативы «Один пояс — один путь».

Учитывая негативное влияние коронавирусной инфекции на макроэкономическую ситуацию, Сооронбай Жээенбеков предложил китайской стороне рассмотреть возможность облегчения и пролонгации выплат по внешнему долгу Кыргызстана перед Китаем.

Делегаты обещали подумать…

Намекали не раз

Государственный долг Кыргызстана растет и приближается к 5 млрд долларов. В начале 2020 года сумма долга была на уровне 4,5 млрд долларов. Кыргызстан должен китайскому Эксимбанку почти 1,8 млрд долларов. В марте 2018 года кабмин установил для себя лимит, по которому долг перед одним кредитором не должен превышать 50% общей суммы внешнего госдолга. В ситуации с Поднебесной до этой критической отметки осталось совсем немного – 41% внешних заимствований приходится на КНР.

Просьбы «понять и простить» со стороны кыргызских властей звучат не впервые. В сентябре 2019 года министр финансов Бактыгуль Жеенбаева сообщила, ведутся переговоры с китайским Экспортно-импортным банком (Эксимбанк) о реструктуризации госдолга. По ее словам, переговоры о реструктуризации связаны с тем, что в стране наблюдалась сложная экономическая ситуация, госдолг превысил ВВП и соответственно находился на критическом уровне. На что власти Китая ответили, что они считают, что Кыргызстан в состоянии погасить государственный долг перед ними и в списании долгов отказали.

14 апреля 2020 года Сооронбай Жээнбеков в телефонном разговоре с Си Цзиньпином уже запрашивал помощь в обслуживании долга. Как видно безрезультатно.

Официальный Пекин кредитует, в основном, инфраструктурные проекты Кыргызстана. На китайские деньги финансировалось строительство альтернативной трассы «Север-Юг», на это китайский Эксимбанк выделил 400 млн долларов. В 2013 году Кыргызстан завершил строительство подстанции «Датка». На это ушло 208 млн долларов из китайского кредита, который соседи выделили сроком на 20 лет под 2% годовых. На строительство ЛЭП «Датка-Кемин», которое стало продолжением предыдущего проекта, Поднебесная дала 389 млн долларов. В 2017 году была модернизирована Бишкекская ТЭЦ. Деньги, в размере 386 млн долларов на 20 лет под 2% годовых со льготным периодом в 11 лет, на масштабный ремонт также одолжил Эксимбанк.

Долг красен платежом

Анализ на тему центральноазиатских заимствований у Китая, утверждается, что правительства развивающихся стран, таких как Кыргызстан и Таджикистан, должны КНР гораздо больше, чем предполагалось раньше. Около половины всех китайских кредитов скрыты от общественности из-за непрозрачных систем учета в КНР. Документ приводит список стран, имеющих наибольшие долги перед Китаем. Кыргызстан занимает пятое место в мире. Авторы работы утверждают, что Китай предоставляет эти гигантские кредиты не ради финансовой доходности – его интересуют доступ к сырью и геополитическое влияние. Об этом свидетельствуют непрозрачные газовые контракты в Туркменистане или передача Таджикистаном своих месторождений серебра, золота и угля Китаю.

Душанбе передал Пекину золоторудное месторождение «Верхний Кумарг» в Согдийской области в счет погашения долга, который понадобился для модернизации ТЭЦ «Душанбе-2». 

Пока Кыргызстан выплачивает только проценты. А пик выплат придется на 2020 годы.

«Пришло время выплачивать долги, взятые 5-10-15-20 лет назад. Подошли сроки и тяжелых кредитов сроком на 5 лет. Мы непрерывно ведем переговоры по их пролонгации. Мы меняем нашу кредитную политику. Прекращаем брать краткосрочные кредиты на 5 лет. В мире много оборотных денег. А нам необходимо облегчить бремя внешнего долга. Поэтому мы предпочитаем получать льготные кредиты и особенно гранты. Мы работаем в этом направлении»,- заявил в недавнем интервью «Биринчи радио» президент Кыргызстана.

Китаю должны многие, большинство этих стран уязвимы. Согласно последним отчетам, восемь государств рискуют не выплатить долги. Это Кыргызстан, Таджикистан, Пакистан, Монголия, Черногория, Джибути, Мальдивы и Лаос. При этом, Поднебесная, как говорят экономические эксперты, долгов не прощает. Отдавать придется в любом случае. Главный вопрос – чем?