ca474a3a-16e4-43d9-b601-f9c2cfc67b5e.jpg.850x445_q82_crop

Кыргызстан вступил в маловодный период, но чиновники уверяют, что кыргызстанцам не стоит беспокоиться о том, что предстоящей зимой они останутся без света и тепла.

Переговоры об импорте продолжаются

Правительство держит на особом контроле вопрос подготовки отраслей экономики и населения к предстоящему осенне-зимнему периоду, не перестает говорить премьер-министр республики Кубатбек Боронов. По его словам, обеспечение электроэнергией, углем, мазутом будет без перебоев.

«Несмотря на то, что воды на Токтогульском водохранилище мало, проблем с электроснабжением не будет. В настоящее время проводятся тендеры и подписываются договоры на поставку твердого топлива»,- отмечает глава кабмина.

Объем воды в Токтогулке по состоянию на 7 сентября составил 15 млрд. 24 млн. кубометров. Это на 2 млрд. 24 млн. меньше чем в прошлом году. Приток воды, по информации ОАО «Электрические станции», составляет 511 кубометров в секунду, расход – 280 кубометров в секунду.

Недостающую электроэнергию Кыргызстан в этом году будет закупать, переговоры идут с Таджикистаном и Туркменистаном. Импортировано будет миллиард киловатт-часов электроэнергии. Достигнута также договоренность о поставках 500 миллионов киловатт-часов из Казахстана. Глава Нацэнергохолдинга Айтмамат Назаров не сообщил, во сколько обойдется электроэнергия из Казахстана, но уже известно, что она будет дороже нынешнего тарифа для населения. Кроме того, Кыргызстан и Казахстан договорились о взаимообмене электроэнергией. Наша республика за июнь–август выдала соседям 300 миллионов киловатт-часов с попуском до 330 миллионов кубометров воды через Уч-Курганскую ГЭС. Возврат такого же объема электроэнергии Кыргызстан ожидает с сентября по ноябрь.

Попытка №5

Тем временем, Узбекистан планирует возобновить полноценную работу единого энергетического кольца в Центральной Азии за счет подключения к нему Таджикистана, а затем и Туркменистана.

«В последнее время мы активизировали региональную интеграцию в сфере электроэнергии. В летнее время мы традиционно работаем с соседями по закупке и продаже электричества, но в последние год-полтора стали сотрудничать круглогодично. Это произошло, потому что энергетические структуры стран региона пришли к пониманию, что, кому и когда нужно. Экспортно-импортные операции в рамках единого энергокольца будут только увеличиваться»,- сообщил заместитель министра энергетики РУ Шерзод Ходжаев.

Единое энергетическое кольцо Центральной Азии – стратегический объект глобальных масштабов. Новая энергетическая модель в регионе была окончательно сформирована в 1997 году, хотя разрабатывалась еще с 1980-х годов. В нее вошли Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Южный Казахстан. Сложная система взаимозависимости энергетических объектов пяти государств насчитывала 83 электростанции. Система позволяла балансировать сезонные колебания спроса на электроэнергию и потребности в воде как ирригационном ресурсе с колебаниями запасов воды в горных реках. Условия были простыми: Казахстан и Узбекистан зависят от подачи воды из Кыргызстана и Таджикистана для орошения сельхозугодий, последние для этого не запускали турбины ГЭС на полную мощность. Взамен в Таджикистан и Кыргызстан поставлялись нефть, газ и уголь по льготным ценам.

В 2003 году энергокольцо покинул Туркменистан, решив, что способен полностью автономно обеспечивать себя электричеством. В декабре 2009 года энергокольцо Центральной Азии перестало существовать, тогда из системы вышел Ташкент. Некогда общая энергосистема стала рычагом давления одной республики на другую. Соседям пришлось платить друг другу за транзит электроэнергии, который стал предметом торга по другим направлениям.

О необходимости восстановления единой энергосистемы впервые заговорили в 2014 году из-за с нехватки электроэнергии в Узбекистане и Кыргызстане. Попыток реабилитировать кольцо было несколько, но на практике дальше разговоров и подписания нескольких документов дело не пошло.

Компетентно

Реабилитировать этот масштабный проект сложно, но возможно, говорят эксперты.

«В последние годы Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан взяли курс на сотрудничество и кооперацию. Политические и экономические выгоды будут подталкивать руководство страны к активному движению в этом направлении. С экономической и технической стороны образовать единое энергокольцо будет сложно, так как данный инфраструктурный комплекс не существует в ЦА уже свыше 10 лет. Для полноценного восстановления, обновления его мощностей и строительства новых линий могут потребоваться многомиллионные инвестиции. Скорее всего, для этого придется привлекать заемные кредитные ресурсы»,- считает старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.

По его мнению, эта проблема требует стратегического подхода и совместных усилий всех стран региона, но это того стоит – восстановление единого энергетического кольца будет способствовать существенной экономии во всех государствах региона, а также развитию экономик.

«Для Кыргызстана, где дефицит электроэнергии ежегодно увеличивается (по данным ОАО «Электрические станции», ее потребление в КР растет примерно на четыре процента в год – Прим. Авт.), а новые мощности не вводятся, проект очень выгоден. Единое энергетическое кольцо — это также единая инфраструктура, которая может стать гарантом энергетической безопасности и стабильности всего региона»,- добавил эксперт в области энергетики Анвар Сувалиев.