Всем известно, что фрукты и овощи — это незаменимый источник витаминов, минералов и органических кислот, необходимых для здоровья, бодрости и активности. Однако гораздо важней сохранить все эти полезные вещества. Помочь в этом может сушка. Ведь она является единственным естественным способом консервации овощей и фруктов.

В Кыргызстане в селе Озгоруш Бакай-Атинского района Таласской области есть целый цех, в котором изготавливаются сушеные овощи и фрукты. Заведует им Каныбек Шадыканов.

Редакции Bars.Media он рассказал о своём детище.

– Все началось с чернослива. В Таласе чернослив хорошо созревает и дает хорошие плоды. При созревании надо успеть его собрать в течении 10-15 дней и высушить, а то он может пропасть. Чернослив очень капризный и нежный фрукт, его невозможно собрать и хранить в хранилищах как яблоки или груши. Поэтому мы искали способы, чтобы решить вопрос сушки чернослива. Обращались в разные организации, чтобы они помогли с оборудованием. Так, мы вышли на Всемирную Продовольственную программу (ВПП) ООН. Специалисты предложили в нашем Бакай-Атинском районе поставить цех по сушке овощей и фруктов.

– Наш цех открылся в прошлом году в ноябре, тогда, когда уже завершился сбор урожая. Но мы попробовали высушить то, что было: лук двух видов, яблоки, болгарский перец, чернослив. Потом представили свою продукцию на местных ярмарках. Для местного населения сушенные овощи и фрукты абсолютно не знакомый продукт, всем было интересно. Чтобы получить отзыв, мы угощали всех бесплатно, люди отозвались положительно. Даже спрашивают, вышли ли мы на продажу, и где можно купить.

– По какой цене в Таласе закупают чернослив?

– Самая высокая цена – 35 сомов и то редко. Средняя цена в Таласе в районе 25 сомов. В 2018 году стоимость упала до 7 сомов. А в сушенном виде чернослив можно продать за 100 сомов за килограмм. Но сушка вручную требует много усилий и времени. Как говорится, нужда порождает спрос, у нас люди сами оборудовали печи на огне, на солнце, на ветру. В отличии от них, наши сушильные печи работают с помощью инфракрасных лучей, которые в процессе сушки дезинфицируют все микробы, убивают личинки червей. В итоге получается абсолютно чистая продукция.

– Мы уже имеем дело с сушенными фруктами, а с какой целью сушить овощи?

– К примеру, сушенный перец, лук, морковь мы добавили в блюда и нашей семье очень понравилось. Перец долго не хранится и поэтому его тоже можно высушить и использовать в любое время. Чтобы узнать комментарии и отзывы о нашей продукции, мы оставили свои номера тем, кто на ярмарках покупал у нас, позже они перезвонили и сообщили, что запах продуктов сохранился, а вкус не изменился. И это правда. Когда нам ставили оборудование, сказали, что 95% качества продукции сохраняется.  

– Как называется ваш бренд?

– Пока назвали «Таза», что означает чистый. В данное время наша продукция в небольшом объеме выставлена в магазине «Одно село один продукт» японского агентства международного сотрудничества проекта JICA. Специалисты JICA помогают нам с продажей, маркетингом. Также Корейское агентство по международному сотрудничеству (KOICA) помогла финансово в строительстве цеха.

– Каков объем вашего цеха?

– Объемы пока не очень большие, но если мы покажем хороший результат, доноры обещают увеличить производительность нашего цеха.

В нашем айыл окмоту 160 га земли занимают садово-плодовые культуры, поэтому есть смысл открыть больше таких цехов и выходить на рынки не только Кыргызстана, но и ЕАЭС и других государств. Наша продукция абсолютно чистая, без добавления консервантов, а при сушке используется только пар и инфракрасный луч.

– Наши яблоки и чернослив выращиваются естественным путем, в них заводятся черви, фрукты на продажу не годятся. А эта печь позволяет использовать их полноценно. Сейчас планируем обеспечить сушенными яблоками школы для варки компота.

Мы живем в век развития технологий в каждой сфере, в том числе в выращивании продуктов питания, но, к сожалению, эти технологии не всегда работают по принципу органики и экологичности. Поэтому одним из условий ВПП было, чтобы высушенная нами продукция была экологически чистой, выращенной и созревшей естественным образом, при этом сохраняя все свои качества.

– Сколько человек работает в цеху?

– Сейчас у нас работают пять человек, по условиям контракта все они из неблагополучных семей. Работа наша начнется в сезон сбора урожая, поэтому пока работы нет.